Научные исследования
Обязательной частью подготовки магистранта является его научно-исследовательская работа (НИР).

Материал составлен с использованием ИИ

Обязательной частью подготовки магистранта является его научно-исследовательская работа (НИР). НИР осуществляется на протяжении всего периода обучения в магистратуре и реализуется в как форме индивидуального исследовательского проекта, так и в форме коллективных исследований. Результаты НИР проходят апробацию на научных семинарах, научных конференциях, а также отражаются в научных публикациях. Итогом научно-исследовательской работы магистранта является написание и защита им выпускной квалификационной работы (ВКР).
Как организована научная деятельность в России?

Общая информация об организации научной деятельности в РФ


В действующей Стратегии научно-технологического развития РФ подчёркивается: «В настоящее время российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и её значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества».


Научные исследования лежат в основе технологического прогресса. Наиболее распространена сегодня точка зрения, что научные исследования помогают человечеству находить ответы на сложные вопросы, создавать инновации и улучшать качество жизни. Однако, это вопрос спорный.


Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике» так определяет научную деятельность: «Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее — научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний» (ст. 2)

Программные документы и правовые акты, регулирующие научную деятельность в РФ:

Научная деятельность в России регулируется системой законов и программных документов, которые определяют приоритеты, финансирование и организацию исследований.

Правовые (законодательные) основы:

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ, 1996 г., с изменениями)
  2. Указ Президента Р Ф от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
  3. Распоряжение Правительства Р Ф от 20.05.2023 N 1315-р (ред. от 21.10.2024) <Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года> (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года»)
Государственные программы и инициативы:

  1. Национальный проект «Наука и университеты» (2019−2030 гг.) — направлен на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие высшего образования.
  2. Программа «Приоритет-2030» — направлена на развитие университетской науки

Документы стандартизации:

  1. Приказ Минобрнауки России от 24.02.2021 N 118 (ред. от 24.07.2023) «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1093» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 62 998)
  2. «ОК 017−2024. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации» (принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 19.01.2024 N 30-ст) (ОКСВНК) — агрегирует научные специальности, по которым присуждаются учёные степени.

Этические и экспертные нормы:

  1. Этические кодексы, профессиональные стандарты и нормы научной этики в различных профессиональных объединениях учёных, например, социологов
  2. Паспорта научных специальностей  — Регламентируют тематику диссертаций и критерии защиты
Система финансирования научных исследований в РФ

Система финансирования научных исследований в РФ имеет разветвлённую, уровневую и многоканальную систему. Она включает государственные, корпоративные, некоммерческие и международные источники. При этом около 70% составляют государственные источники.


  1. Государственное финансирование. Основные источники: федеральный бюджет, целевые программы и научные фонды.
  2. Бюджетные ассигнования. Главный распределитель средств — Минобрнауки Р Ф (≈70% госфинансирования науки).
  3. Национальный проект «Наука и университеты» (до 2030 г.)
  4. Налоговые льготы и стимулы
  5. Грантовое финансирование различными научными фондами: Российский научный фонд (РНФ), Фонд «Сколково», эндаумент-фонды университетов и др.
  6. Корпоративное финансирование
  7. Региональное финансирование — субсидии субъектов РФ на научные исследования в регионах
  8. Международные источники — гранты БРИКС, например, совместные исследования с Китаем, Индией и др.
Что такое научное исследование и как оно осуществляется?

Научное исследование — это систематический процесс изучения, анализа и объяснения явлений окружающего мира с помощью научных методов. Оно направлено на получение новых знаний, проверку гипотез, решение практических проблем или углубление понимания уже известных фактов.

Основные характеристики научного исследования:

  1. Системность — исследование строится по чёткому плану, с последовательными этапами.
  2. Объективность — результаты должны быть независимы от личных предпочтений учёного.
  3. Воспроизводимость — эксперименты и наблюдения должны давать одинаковые результаты при повторении.
  4. Эмпирическая проверяемость — выводы должны подтверждаться фактами, наблюдениями или экспериментами.
  5. Логичность — аргументация строится на законах логики и научных принципах.
Этапы научного исследования:

  1. Выбор темы и постановка проблемы — определение объекта и предмета исследования.
  2. Анализ литературы — изучение уже существующих работ по теме.
  3. Формулировка гипотезы — предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть.
  4. Планирование и проведение исследования — выбор методов (эксперимент, наблюдение, моделирование и др.).
  5. Сбор и обработка данных — анализ полученной информации.
  6. Интерпретация результатов — объяснение данных и проверка гипотезы.
  7. Оформление выводов — формулировка ответа на исследовательский вопрос.
  8. Публикация и внедрение — представление результатов научному сообществу.
Виды научных исследований:

  • Фундаментальные — направлены на получение новых знаний без прямой практической цели (например, изучение свойств элементарных частиц).
  • Прикладные — решают конкретные практические задачи (разработка новых лекарств, технологий).
  • Поисковые — направлены на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач и предполагают постоянный поиск новых фактов, закономерностей, знаний.
  • Количественные — основаны на численных данных и статистике.
  • Качественные — изучают явления через описание и интерпретацию (например, социологические опросы).
В чём специфика региональных научных исследований?

Региональные исследования — это междисциплинарная область, изучающая социальные, экономические, политические, культурные и экологические процессы в конкретных регионах страны и/или мира. Междисциплинарность предполагает использование различных методов из предметных областей различных научных дисциплин: географии, политологии, экономики, социологии, истории и культурологии.

Методы региональных исследований:

Историко-описательные методы используются для понимания развития региона, его культурных и политических особенностей, когда логика протекающие в регионе процессов обнаруживается в истории их возникновения и развития (принцип единства исторического и логического):

  • исторический анализ предполагает изучение архивных документов, хроник, летописей;
  • сравнительно-исторический метод — сопоставление развития разных регионов (например, сравнение модернизации Японии и Китая);
  • дискурс-анализ — исследование идеологий, нарративов и риторики в регионе (например, как формируется образ «Запада» в российских СМИ).

Социологические и политологические методы изучения общественного мнения помогают анализировать текущие процессы в регионе:

  • контент-анализ СМИ — изучение новостей, публикаций, выступлений политиков;
  • экспертные интервью — опрос специалистов по региону (представителей органов власти и управления, учёных, журналистов);
  • фокус-группы — обсуждение проблем региона с его жителями или экспертами;
  • опросы общественного мнения — выявление настроений населения (например, отношение к политическому лидеру или партии).

Экономико-статистические методы используются для анализа экономического развития, торговых связей, уровня жизни и т. п. вопросов:

  • статистический анализ — анализ показателей ВВП, демографии, уровня бедности;
  • моделирование экономических процессов — например, прогнозирование кризисов или роста;
  • картографические методы — визуализация данных (например, карты неравномерности/асимметричности регионального развития).

Полевые исследования (field research) предполагают непосредственное изучение процессов и явлений, протекающих в регионе в конкретный промежуток времени, являются разновидностью социологических методов (Такие исследования финансирует, например, Фонд поддержки социальных исследований Хамовники):

  • этнографические методы — наблюдение за повседневной жизнью, традициями;
  • включённое наблюдение — жизнь внутри сообщества, например, исследование промысловых практик населения горно-степных районов юга Западной Сибири как массовых «неформальных экономик» и способов самоорганизации населения;
  • Case study (кейс-стади) — углублённое изучение конкретного случая (миграционный кризис в регионе).

Сравнительные методы — позволяют выявлять общие закономерности и различия между регионами:

  • межрегиональные сравнения — сравнение идентичных объектов в разных регионах (например, авторитаризм в Средней Азии и на Ближнем Востоке) с целью выявления типичных черт, определяемых спецификой региона;
  • внутрирегиональный анализ — выявление различий внутри одного региона (например, Северный Кавказ и Закавказье).

Методы анализа с использованием современных цифровых технологий:

  • Big Data-анализ — обработка больших массивов данных (соцсети, спутниковые снимки);
  • ГИС (геоинформационные системы) — пространственный анализ (например, карты конфликтов, «тепловые» карты социальных процессов и т. п.;
  • сетевой анализ — изучение социальных связей между политическими и экономическими акторами.
Взаимосвязь цели и метода в региональных исследованиях: примеры

Выбор метода исследования зависит от множества параметров: от объекта и предмета, от цели и доступности информации, от имеющихся ресурсов, в т. ч. времени. На примерах рассмотрим, как зависит выбор метода от исследуемой проблемы (цели).
Пример 1. Исследование: «Миграционные процессы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: сравнительный анализ»
Методы:
  • Статистический анализ данных Росстата.
  • Опросы мигрантов из Средней Азии.
Выводы:
Санкт-Петербург в большей степени, чем Ленинградская область привлекает трудовых мигрантов. Неглубока интегрированность мигрантов в местное сообщество приводит к формированию этнических анклавов.
Пример 2. Исследование: «Москва vs. Московская область: различия в уровне жизни»
Методы:
  • Сравнение доходов населения, цен на жилье, транспортной доступности.
  • ГИС-картографирование (например, карта «спальных районов»).
Выводы:
Москва имеет лучшую инфраструктуру, но стоимость жилья выше; Подмосковье отличается более низкими доходами и более низкой стоимостью жизни, но в этом регионе хуже транспортная связанность
Пример 3. Исследование: «Этнополитические конфликты на Северном Кавказе»
Методы:
  • Интервью с местными жителями и экспертами.
  • Контент-анализ местных СМИ и соцсетей.
Выводы:
Основные линии межэтнической напряжённости возникают между разными этническими группами (аварцы, даргинцы, кумыки).
Пример 4. Исследование: «Курортная экономика Сочи после Олимпиады-2014»
Методы:
  • Экономический анализ туристического потока.
  • Опросы местных предпринимателей.
Выводы:
Качественный скачок в развитии туристической инфраструктуры после Олимпиады-2014 обусловил существенный рост туристического потока. Однако рынок туристических услуг обладает выраженной монополизацией, что ограничивает возможности малого бизнеса на данном рынке.
Пример 5. Исследование: «Коренные народы Якутии и изменение климата»
Методы:
  • Этнографические полевые исследования (интервью с оленеводами).
  • Анализ спутниковых данных (таяние вечной мерзлоты).
Выводы:
Традиционный уклад жизни коренных народов Якутии оказывается под угрозой вследствие таяния льдов и сокращения пастбищ.
Пример 6. Исследование: «Миграция из Дальнего Востока в центральную Россию»
Методы:
  • Анализ данных Росстата и соцопросов.
  • Глубинные интервью с уехавшими жителями Дальнего Востока.
Выводы:
Основные причины оттока — низкие зарплаты, плохая инфраструктура, удалённость региона от основной части России.
Пример 7. Исследование: «Китайские инвестиции в Приморье»
Методы:
  • Анализ договоров и инвестиционных проектов.
  • Опросы местных жителей с целью выявления отношения населения к инвестиционной экспансии китайского бизнеса (страх перед «китаизацией»).
Выводы:
Китай активно инвестирует в логистическую инфраструктуру и сельское хозяйство Дальнего Востока. Это вызывает тревогу у местного населения
Какие элементы учебного плана магистратуры готовят к научно-исследовательской деятельности?

Формирование знаний и навыков научно-исследовательской деятельности в учебном процессе подчинено принципам от общего – к частному, от теоретической подготовки - к практическому применению полученных знаний.


Общие теоретические основы закладываются учебной дисциплиной


  • Методология научных исследований (с 2025 года)
  • Методология исследования региональных социально-экономических систем (до 2025 года)

Частные аспекты региональных научных исследований рассматриваются в учебных курсах:


  • Маркетинговые исследования и технологии управления региональными социально-экономическими системами
  • Modern Technology for Improving the Productivity of Regional Studies (Современные технологии повышения продуктивности региональных исследований)
  • Городские исследования
  • Методы измерения в общественных науках
  • Модуль проектной деятельности

Практики закрепляют навыки научно-исследовательской работы:


  • Научно-исследовательская работа (получение навыков научно-исследовательской работы) (учебная)
  • Научно-исследовательская работа (по теме выпускной квалификационной работы) (производственная)

Подробнее о дисциплинах и практиках:
2024 год набора

2023 год набора


Made on
Tilda